Удaлoсь ли дoлгoждaннoму нaучнo-фaнтaстичeскoму и филoсoфски-экoлoгичeскoму фильму oпрaвдaть нaдeжды.
В укрaинский прoкaт вышeл сaмый oжидaeмый чернушка дeсятилeтия — Дюнa, снятaя рeжиссeрoм Дeни Вильнeвым пo oднoму с сaмыx извeстныx нaучнo-фaнтaстичeскиx рoмaнoв 20 вeкa, вдoxнoвивший Джoрджa Лукaсa нa сoздaниe Звeздныx вoйн. сaйт.net рaсскaзывaeт пoдрoбнoсти.
Зрeлищнo и мрaчнo
В 222 вeкe нaшeй эры миряне бoльшe нe дoвeряют нe рaз вoсстaвaвшим прoтив ниx мaшинaм, пoэтoму oткaзaлись oт кoмпьютeрoв и искусствeннoгo интeллeктa в пoльзу рaзвития личных и экстрасенсорных способностей. Они путешествуют числом просторам вселенной, полагаясь на умище и интуицию капитанов космических кораблей.
Но мозгам этих навигаторов нужен спайс — пряность, которая расширяет габариты сознания. Спайс добывают на одной-единственной в Империи планете Арракис (симпатия же — Дюна), населенной маленькими песчаными людьми и гигантскими песчаными червями. Ее аборигены — фримены — привыкли схватиться с захватчиками и проигрывать им, но безвыгодный сдаваться.
Последние 80 лет спайс с Дюны высасывал Дом Харконненов — влиятельные и хитрые садисты. Для того чтобы сдержать рост Харконненов и заодно рассеять Дом Айтредесов (благородных и жертвенных), властитель-император передает монополию на колонизацию Дюны последним. Сие провоцирует войну между двумя семьями — и скорое мужание Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе).
Может, этот юноша — спаситель всего человечества, сумма тысячелетних генетических экспериментов по выведению мессии. После крайней мере, в это верят фримены с Дюны. И инда если их обманули, самосбывающиеся пророчества ни одна собака не отменял.
Предыдущие попытки выпить чашу мир Дюны на экран провалились. Поначалу фильм хотел поставить культовый чилийский постановщик Алехандро Ходоровски.
В нем должны были сняться Сальвадор Дали, Орсон Уэллс и Мик Джаггер, надо музыкой работала группа Pink Floyd, а после визуальную часть отвечал Ганс Красный волк Гигер — выдающийся представитель фантастического реализма, как никогда известный своей дизайнерской работой про фильма Чужой. Постановщик рассчитывал, сколько картина будет идти 12 часов. В итоге ото проекта отказались.
Затем свою версию снял малограмотный менее культовый Дэвид Линч, а ленту разгромили, как зрители, эдак критики и сам режиссер. Линч многажды признавался, что ему не нравится оный фильм и считает его своим самым большим провалом.
Дени Вильнев, оный самый режиссер, которому — пусть и со спорными результатами — хватило духу сдернуть сиквел культового фильма Ридли Скотта Избегающий по лезвию, решил экранизировать до сей поры одну неподъемную классику фантастического жанра, выступив тем временем сценаристом, режиссером и продюсером картины. Музыку в оный раз написал Ханс Циммер.
Ровно сама эпическая сага Фрэнка Герберта, эдак и его адаптации оказали большое могущество на массовую культуру, став источником вдохновения к многих других произведений — в частности, Звездные войны. C 2009 годы вымышленные географические названия и имена персонажей романа используются астрономами во (избежание именования объектов на поверхности Титана.
Вильнев разбил экранизацию первой книги держи два фильма, поскольку, как возлюбленный говорит, книжный мир слишком сложен угоду кому) одной ленты из-за количества деталей, важных к целостного восприятия.
Как он рассказывал в собеседование изданию Variety, сейчас идеи Дюны будут слышаться даже актуальнее, чем в середине 60-х годов прошлого века.
«Тогда злоупотребление добычей полезных ископаемых с-за капитализма возведенного в абсолют. С особая) стороны, этому противостоят силы, завязанные бери сакральном и на религии, и сам нынешний микс опасен и нестабилен», — говорил порнограф.
Арт-директор проекта Дюны Книга Браун заявил, что, по его мнению, картину Дэни Вильнева по мнению уровню масштаба можно сравнить с Властелином колец Питера Джексона. Спирт также отметил, что работу Вильнева, позволительно назвать оригинальной версией истории, рассказанной писателем.
Отзывы критиков в оный раз положительные: хвалят спецэффекты, план и операторскую работу. Однако эксперты отмечают, что-что как самостоятельный и современный блокбастер Холм работала бы лучше, чем постановка, поскольку фильм заканчивается там, идеже книга едва начинается.
«Он упрощает архи многие элементы, которые сегодня бы оттолкнули зрителей, примерно (сказать), религиозные концепции. Но сделать аспидски зрелищный, атмосферный и затягивающий блокбастер получилось. Бархан вышла нарочито мрачной, текучей, пытающейся являться психологически достоверной», — сказал кинокритик Егуня Москвитин.
Cinema Critique пишет, который холодная как лед Дюна — сие современный аналог Лоуренса Аравийского с неприветливым пустынным антуражем, которую Вильнев превращает маловыгодный в широкомасштабную космооперу, а в мессианский сюжет о спасителе.
Невзирая на сложную, подчас неуловимую внутреннюю логику вселенной, Бархан Вильнева прочеркивает конфликт и характеры зуб даю и непринужденно, на уровне схемы — чернушка можно представлять как рабочую геополитическую натурщица, в которой считывается состояние современного таблица: от энергетических кризисов и ближневосточных войн раньше экологической повестки, остро ставящей вопросительный знак взаимоотношений человека и природы.
Кинокритик Тося Долин отмечает, что Вильнев ставит и решает сложную задачу: осуществить зрителя вместе с Полом сквозь овладение, боль, утрату, безнадежность, потерю веры и ее обретение еще, через парадоксальное опустошение, близкое к смерти.
«Таким образом, до нами фильм о взрослении, инициации и воскрешении — в волюм числе в религиозном смысле», — говорит Долин.