A пoкa этoгo нeт, стрaнa нeсeт кoлoссaльныe пoтeри, вклaдывaя в кризис миллиaрды рублeй в вoсстaнoвлeниe дoрoг в услoвияx всe вoзрaстaющeй нaгрузки нa ниx сo стoрoны aвтoтрaнспoртa.
Кoличeствo трaнспoртa рaстeт, динaмичeскиe xaрaктeристики aвтoмoбилeй — тoжe. Пoчeму? Нo львинaя дoля срeдств у нaс пo-прeжнeму рaсxoдуeтся имeннo нa aсфaльтoбeтoн. — Сeгoдня, кoгдa стoимoсть цeмeнтoбeтoнa ужe фaктичeски срaвнялaсь с aсфaльтoбeтoнoм, цeмeтнoбeтoннoe пoкрытиe стaнoвится весьма конкурентоспособным. Сделали дорогу — вскоре появилась колея, пошли трещины, и через пару-тройку лет необходимо восстанавливать дорогу, затрачивая на это значительные средства. За последние годы в стране изменился состав движения, возросла его интенсивность, ежегодный рост автомобилизации в зависимости от конкретных регионов достигает 6—10%. А вот на цементобетонных покрытиях они полностью отсутствуют: там вообще нет пластических деформаций, поскольку цементобетон в отличие от асфальтобетона не меняет своих прочностных характеристик в жаркое время года.
Обученный персонал. Его не придется перекладывать каждые несколько лет — 25 лет гарантированно простоит, а то и больше. — Согласен. Ничего, дорожники будут упорно их ремонтировать, в результате появятся гигантские пробки и пр. Вот так и с цементобетоном. Справедливости ради следует признать, что строить цементобетонное покрытие, конечно, сложнее. А если ты построишь дом из хороших современных материалов — то будешь жить припеваючи, надолго забыв о ремонте крыши, стен, полов и пр. Но, похоже, у нас все это мало кого волнует… Высокопрочный, хорошо промытый щебень. Тем более что на магистральных дорогах, где высокая интенсивность движения и много тяжелого транзитного транспорта, стопроцентно быстро возникнут колеи — на той же ЦКАД, например. Это ведь в любом деле так. Построил ты, скажем, дом из некачественных материалов — соответственно, быстро появятся протечки и прочие «прелести», и ты будешь мучиться, устраняя их.
— Получается, что нет другого пути. Чтобы заинтересовать подрядчиков, в приказном порядке закладывать этот материал в проекты? — Что же делать? Росавтодор, как основной заказчик, должен обязать проектные организации помимо асфальтобетона закладывать в проекты и цементобетон. Причем делать это должны именно правительственные структуры. Есть проект — объявляется конкурс, и все пошло, закрутилось, задвигалось…
Например, такие участки есть на автомагистрали «Украина». — Насколько я знаю, раньше у нас бытовало мнение, что цементобетонное покрытие неремонтопригодно, но как раз Ваши работы и труды других отечественных специалистов успешно опровергли этот тезис. Швы нарезают в затвердевшем бетоне и производят герметизацию полимерно-битумными мастиками. Это значительно продлевает срок службы швов: повторно их герметизировать можно не раньше чем через 7—8 лет. Например, необходимо обеспечить должную герметизацию температурных швов. Наконец, наши последние разработки позволяют эффективно применять цементобетон для капитального ремонта асфальтобетонных покрытий, которые потеряли свою несущую способность. Достаточно тонкий (10—20 см) слой специального цементобетона укладывается на асфальтобетонное покрытие. А в целом при правильном содержании и своевременном ремонте цементобетонные покрытия могут служить 60 и более лет. Как это происходит? Цементобетон вполне успешно справляется с теми нагрузками, которым сегодня подвергаются автомобильные дороги.
— Прежде всего, потому что тогда не было соответствующих цементов, да и любой цемент являлся дефицитом. Но почему же у нас в свое время отказались от такого чудо-материала? Причем белорусы используют наши нормативные документы, в том числе разработанные при моем участии по заказу Росавтодора. А для дорожного бетона нужен не обычный, а бездобавочный высокомарочный цемент марки минимум 500—600. Причем приглашают к себе нас, российских специалистов, и мы туда ездим и их консультируем. Сегодня же в России, наоборот, наблюдается переизбыток цемента. — Впечатляет. Так что, как видите, Россия здесь отстает не только от ведущих западных держав, но и от своих ближайших соседей, членов Евразийского экономического союза. Успешно развивается данное направление и в Казахстане, где строят магистральные автодороги в цементобетонном исполнении. И, право, хорошо бы нам здесь взять пример с ближайших соседей.
В. Мало того, в процессе гидратации цемента, он, наоборот, со временем только набирает прочность»
Причем делать это должны именно правительственные структуры, прежде всего Росавтодор» В.
— Во-первых, в первые годы, когда бетон набирает прочность, желательно не использовать хлористые соли. — Как ухаживать за цементобетонным покрытием, на что обращать особое внимание?
Соответственно, минимальные затраты на постоянные ремонты и содержание позволяют эффективно эксплуатировать эти дороги. В. Все это говорит о том, что эффективность строительства таких покрытий чрезвычайно высока. Они обеспечивают длительные межремонтные сроки службы. В Германии эта доля составляет 50%, а в небольшой Бельгии 75% автодорог — цементобетонные.
Как считаете? Но не все так просто. Помнится, тогда предложения строителей поддержал Президент. Освоение технологии укладки цементобетона, переоборудование цементобетонных заводов, закупка соответствующего оборудования, машин и механизмов, обучение персонала и т.д. С тех пор прошел ровно год, а воз, как говорится, и ныне там. На это нужны и время, и деньги. Понимаете, этот процесс требует перестройки всей дорожной отрасли. В. Пока туда по-прежнему массово закладывается асфальтобетон, а если и присутствует цементобетон, то, как правило, по минимуму. — Это так.
Второй важный момент — пропитка поверхности цементобетонного покрытия гидрофобизирующим составом для придания ему водоотталкивающих свойств. Например, такой материал, как «Сифтомакс», успешно используют для продления срока службы аэродромных покрытий. Но если в неограниченном количестве разливать хлористые соли, то это, конечно, нанесет покрытию значительный вред. Вот их использовать можно. — Есть специальные противогололедные реагенты определенной концентрации, которые в меньшей степени влияют на эти вещи. — А как при этом бороться с гололедом, если машины зимой катятся по льду, как на катке?
ПопулярноеС подачи Президента в России появится ресурс «Долгострой.RU»?Григорий Ревзин: Последние четыре года — это поражение архитектуры в своих правахЗачем ГБУ «Жилищник» собирает под свое крыло сотни многоквартирных домов На вопросы журнала отвечает проректор МАДИ, д.т.н., профессор Виктор УШАКОВ. Ну а самое главное — созданы принципиально новые модифицированные бетоны, которые обладают уникальными физико-механическими и техническими свойствами: за короткий срок набирают высокую прочность и т.д. Разработаны различные суперпластификаторы, которые обеспечивают высокую подвижность цементобетонной смеси при низком водоцементном отношении. Это эффективные укладчики со скользящей формой, технология автоматизированной укладки и армирования цементобетонных покрытий, специальные методы ухода в автоматизированном режиме и пр. Вы признанный специалист в этой области, автор новых нормативных документов по строительству и ремонту цементобетонных покрытий. Расскажите, чем была продиктована их разработка? В итоге разработаны принципиально новые технологии строительства цементобетонных покрытий. В то время пока фактически закрыли целое направление, за рубежом, напротив, продолжали разработку соответствующих машин и механизмов, научные исследования в области применения высокоэффективных бетонов в дорожном строительстве.
— Но почему бы не внедрить это хотя бы на платных магистралях…
— Спасибо, Виктор Васильевич, за интересный, содержательный разговор. С наступающим Вас Днем дорожника! Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ