Популярное
Современные гусары: деньги у людей берут, а квартиры им не отдают
Без преференций со стороны государства бизнес в ГЧП не пойдет
Котельное оборудование: что выбрать в кризис
Нашему порталу, увы, довольно часто приходится публиковать драматичные, а порой и трагические новости: рабочий упал с высоты, стрелой крана задело монтажника, прервав чью-то жизнь, сорвался с верхотуры груз. К сожалению, строительство — одна из самых травматичных сфер деятельности.
Можно ли избежать большинства трагедий, ежедневно и ежечасно разыгрывающихся на стройке? Об этом наш корреспондент беседует с начальником Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы труда и занятости Егором Ивановым (на фото).
Травматизм снизился на 17%, но статистика травм пока высока
— Егор Николаевич, как строится работа по предотвращению травматизма на стройке?
— Она носит комплексный характер. Прежде всего Роструд информирует работодателей и работников о соответствующих правилах и необходимости их соблюдения. Кроме того, наше ведомство и его территориальные органы оказывают государственную услугу по консультированию каждому обратившемуся лицу, в том числе и в расследовании несчастных случаев. Немаловажным является наше взаимодействие с профсоюзами, прежде всего с их техническими инспекторами.
Кроме того, в рамках своих надзорных функций Роструд осуществляет проверки работодателей и организаций, проводящих специальную оценку. Ну и, конечно, это проверки работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства, в том числе по вопросам предоставления работникам безопасных условий труда.
Роструд может осуществлять плановую проверку строительной организации не чаще одного раза в три года. Но есть еще внеплановые проверки, когда инспектор труда выезжает по конкретной жалобе, также мы разбираемся в причинах несчастных случаев.
В 2013 году по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец наше ведомство провело масштабные проверки работодателей в сфере строительства. Разумеется, всю строительную отрасль мы охватить не смогли, но зато тщательно проверили те строительные организации, где до этого были нарушения, несчастные случаи, откуда поступали жалобы.
Хочу отметить, что в 2014 году количество несчастных случаев в строительной сфере снизилось на 17%. Так что, как видите, динамика по травматизму у нас, к счастью, положительная.
Чем можно объяснить такой резкий позитивный скачок? Думаю, строительные фирмы в преддверии нашего прихода сделали все, чтобы к ним не было нареканий. Так сказать, «подчистили» какие-то недоработки в плане охраны труда. И хотя прийти на каждую стройку у нас не получилось, даже «ожидание проверки», как видите, дало положительный эффект. То есть сама угроза того, что к ним могут прийти, проверить и, не дай бог, наложить штраф, несколько встряхнула отрасль.
— Что нового в сфере надзора за выполнением требований охраны труда?
— Более дифференцированным стал подход к наказанию. Если нарушение мелкое, то мы не стараемся обязательно привлечь виновника к ответственности в виде штрафа: дело ограничивается выдачей предписания, побуждающего работодателя исправиться. А вот если уж предписание не выполняется, мы имеем право составить протокол об административном правонарушении и передать его для рассмотрения в суд для наложения на нарушителя серьезного штрафа. С этого года размер штрафов существенно увеличился. За невыполнение предписания юрлицу придется заплатить до 200 тысяч рублей, а должностное лицо могут дисквалифицировать на срок до трех лет.
Вообще, должен сказать, некоторые нормы в КоАПе ужесточились. Например, норма о допуске на строительство работника, не прошедшего соответствующее обучение или медосмотр. За такой допуск работодателя могут оштрафовать на 110—130 тысяч.
Но самое неприятное здесь даже не размер самого штрафа, а то, что штрафы начисляются за каждый факт нарушения. Если на стройку допущено 10 необученных работников, то и административных штрафов будет наложено именно 10 — по одному за каждого!
Увеличены штрафы и за совершение такого серьезного нарушения, как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — защитной каской, страховочным поясом для работы на высоте, респираторами, спецодеждой, спецобувью и т.д.
Кстати говоря, именно эти две причины — допуск необученных рабочих и отсутствие средств индивидуальной защиты — и являются главными причинами травматизма на стройке.
«Падение с высоты — это просто бич какой-то»
— От чего чаще всего на стройке гибнут люди?
— Это, безусловно, падение с высоты — и в абсолютных, и в относительных величинах рост несчастных случаев идет в основном по этой графе. На нее сегодня приходится около 30% случаев всей тяжелой и «летальной» статистики. А если брать только смертельные несчастные случаи, то здесь процент будет еще большим: свыше 35% — это смерть на производстве вследствие падения с высоты. Словом, пока для нас эта «высотная» графа — просто бич какой-то…
— Что должен знать рабочий, которому предстоит работать на высоте?
— Нормы охраны труда на высоте существуют давно. Но недавно Минтруд РФ разработал новые «Правила охраны труда для работы на высоте». Приняты они 5 сентября 2014 года, а в силу вступают в мае 2015 года. Такой «люфт» по времени дан работодателям, чтобы те, не торопясь, смогли ознакомиться с этим документом. Минтруд разослал во все субъекты РФ письма о необходимости провести информационную работу, мы со своей стороны тоже к этому подключились. Разработаны совместные планы по информированию работодателей об этих новых правилах.
То есть наша задача сейчас — в первую очередь научить работодателей.
— Но скажем честно: гастарбайтер, который устраивается на стройку, увы, вряд ли будет вчитываться в эти новые правила. Как же донести до него в полном объеме эти, без преувеличения, жизненно важные нормативы?
— Вся ответственность здесь лежит на руководителе строительной организации. От того, насколько тот ответственно подойдет к делу, будет зависеть ситуация с безопасностью в его подразделении. Именно работодатель или ответственный за это специалист должны провести вводный инструктаж, организовать обучение сотрудников.
— А во всех ли строительных подразделениях есть соответствующие специалисты, инженеры по охране труда, которые могли бы заниматься этой работой? В советское время такие сотрудники были в каждой уважающей себя организации.
— По закону во всех организациях с численностью более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или назначен специалист по охране труда. А вот если это малое предприятие, где численность не превышает полусотни человек, там наличие специалиста такого профиля необязательно. В небольших фирмах вопросы доведения до работников норм охраны труда, как правило, берет на себя сам руководитель, хотя имеется возможность привлекать специализированные организации.
Но охрана труда — это ведь такая же дисциплина, область знания, как и все остальные. Ее нужно изучать, овладевать ею. А руководители на местах зачастую не имеют квалифицированных знаний по охране труда. Поэтому в помощь им существуют специализированные организации. Часть из них представляют услуги по обучению работников. К сожалению, работодатель нередко экономит именно на таком обучении. Элементарно жалеет денег.
Жаль, что нельзя привлечь к ответственности самого работника
— Когда инспектор по труду приходит в строительную организацию, что он в первую очередь смотрит?
— Если это плановая проверка, то он проверят все, как говорится, «от» и «до» — от правильности заполнения трудовых книжек до состояния средств и наличия ограждений. Если же проверка внеплановая — разбирается с конкретной жалобой.
Когда имеет место несчастный случай (например, рабочий упал с высоты), работодатель обязан уведомить инспекцию труда и начать расследование. Создается комиссия под председательством государственного инспектора труда. Выявляются виновные. Затем выдается обязательное предписание об устранении причин, которые в дальнейшем могут спровоцировать схожую драматичную ситуацию.
Вообще, все строительные организации очень разные: одни строят гигантские газопроводы, а другие занимаются лишь отделкой помещений. Соответственно, и планы проверок очень разнятся. Но по традиции начинается все с проверки самой службы охраны труда на предприятии, которая должна в том числе отчитаться перед инспектором о проведении конкретных инструктажей, обучения и т.д.
— Если работа проводится, если целая служба следит за тем, какие «противотравматические» меры принимаются, почему все-таки не удается кардинально снизить травматизм на стройке?
— Тут есть еще одна проблема. Наши работодатели часто жалуются, что ни мы, ни работодатель не могут привлечь к материальной ответственности самого работника: оштрафовать его, наказать рублем. Любые штрафные санкции мы на сегодня, увы, можем применить только к юридическим и должностным лицам. И это нам, между прочим, ставят в упрек.
А вот во многих странах инспекторы очень активно штрафуют самих рабочих, нарушивших правила охраны труда. Более того, если там работник злостно их нарушает, у него могут отозвать сертификат обучения. А это, в лучшем случае, новые траты на обучающие курсы (за границей работник, как правило, обучается за свой счет), в худшем — дисквалификация и потеря возможности работать по данной специальности в принципе.
— Какова общая статистика нарушений в сфере трудового законодательства?
— В 2014 году было выявлено свыше 631 тыс. нарушений трудового законодательства. Из них почти 70,6 тыс. — в строительстве. В 2014 году в строительных организациях погибло 514 человек — это 29% от общего количества погибших на производстве.
— Хватает ли у нас людей, чтобы качественно и эффективно отслеживать ситуацию с охраной труда на стройке?
— Вы знаете, за рубежом чуть ли не в каждой строительной фирме есть так называемый наблюдатель — рядовой специалист по охране труда, работа которого заключается лишь в том, чтобы следить, выполняются ли работниками нормы охраны труда. Чуть что, к нерадивому работнику применяются санкции. Излишне говорить, что такие наблюдатели для нас пока — роскошь. Кроме того, сегодня мы, к сожалению, имеем слишком низкий показатель по соотношению количества инспекторов к количеству проверяемых объектов. Чтобы полномасштабно инспектировать поднадзорные объекты, соответствующих работников у нас должно быть намного больше.
Надеемся, что когда-нибудь так и будет. А пока перед нами поставлена серьезная задача — значительно снизить травматизм на производстве. Должен сказать, что в нашем ведомстве работают очень знающие, грамотные специалисты. Постараемся справиться.
Беседовала Елена МАЦЕЙКО
Фото ai-st.ru, nbgazeta.ru, trudcontrol.ru