фoтo: pixabay.com
Учёныe приглaсили к учaстию в исслeдoвaнии шeсть тысяч чeлoвeк, рaссмaтривaющиx вoзмoжнoсть брoсить курить. Иx рaздeлили нa нeскoлькo групп, кaждoй из кoтoрыx прeдлaгaлaсь свoя кoмбинaция мeтoдик, прeднaзнaчeнныx для борьбы с вредной привычкой. В разных сочетаниях использовались такие подходы, как предоставление информации о вреде курения и преимуществах отказа от него, мотивационные текстовые сообщения, никотиновые пластыри, электронные сигареты, а также обещание заплатить человеку 600 долларов через полгода после того, как он бросит курить. Как оказалось, мотивация и теоретические данные о вреде курения оказывали наименьший эффект, в то время как возможность заработать некоторую сумму денег — наибольший.
Специалисты считают, что их исследование демонстрирует неожиданно высокую эффективность при борьбе с курением материального вознаграждения и недостаточную — методов, считающихся наилучшими в этом отношении. При этом учёные утверждают, что если бы крупные компании просто платили своим сотрудникам такую же сумму, как и в ходе эксперимента, это обошлось бы им значительно дешевле, чем популярные на сегодняшний день более замысловатые программы по борьбе с курением в организации.
Специалисты не готовы ответить на вопрос, как именно работает психологический механизм, помогающий бросить курить при условии материального вознаграждения, однако не срабатывающий при мысли, что отказ от табака сам по себе материально выгоден, поскольку позволяет экономить на сигаретах.
Исследование было опубликовано в научном издании New England Journal of Medicine.