Популярное
Кадастровая оценка: налог платить точно придется, а вот когда создадут внятную систему, непонятно
Минстрой берет лифтовое хозяйство на контроль
Московский урбанистический форум: в чем Москва обошла Париж
Мы уже не раз касались темы строительства домов на стальном каркасе. Напомним, что к объективным преимуществам данного вида строительства ряд экспертов относят его всесезонность (что очень важно для нашей холодной страны); высокую скорость возведения домов и меньшую, чем у монолитного домостроения, себестоимость; разнообразие планировочных решений (ввиду отсутствия у домов на стальном каркасе несущих стен) и др. Сегодня мы даем слово специалистам, которые представляют властные структуры, строительное сообщество, отраслевую науку и образование.
Мнение чиновника
Александр Степанов, начальник Управления научно-технической политики Департамента градостроительной политики г. Москвы, к.т.н.:
— Каждая конструктивная система имеет свои особенности и преимущества, свою наиболее рациональную область применения в силу экономических показателей. Есть они и у стального каркаса. Поэтому заслуживает поддержки развитие и совершенствование нормативной базы, регламентирующей проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений из металлических конструкций, включая создание новых нормативов на широкополочные двутавры, элементы тонкостенных конструкций, сталежелезобетонные конструкции и др.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 утвержден актуализированный Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, подготовленного Минстроем России взамен прежнего перечня (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р). В этот перечень включены нормативно-технические документы по применению стальных конструкций в современном жилищно-гражданском, промышленном и дорожно-транспортном строительстве, в том числе Свод правил (СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции»).
Что касается применения металлоконструкций в высотном строительстве, то здесь выбор материалов, технологий и конструктивных систем полностью остается за проектировщиками и заказчиками. Но отмечу, что после известного обрушения в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года 110-этажных башен-близнецов ВТЦ со стальным каркасом в мировой практике проектирования высотных зданий предпочтение было предоставлено зданиям с железобетонным каркасом, обладающим большей огнестойкостью несущих конструкций (более 4 час.). Однако с появлением современных высокоэффективных и экономичных огнезащитных материалов, существенно повышающих огнестойкость стали, в настоящее время высотные здания выше 60 этажей проектируются как в железобетонном, так и металлическом каркасе.
С учетом мнения руководства ОАО «Моспроект-3» (ОАО «МНИИТЭП») для более широкого применения стальных конструкций в строительстве жилых и общественных зданий целесообразно сделать следующие шаги. Провести сравнительный анализ технико-экономических показателей строительства однотипных жилых зданий средней (до 17 этажей) и повышенной этажности с применением металлического каркаса, железобетонного каркаса и крупнопанельных стеновых конструкций на основе имеющегося опыта. Рассмотреть возможность организации экспериментального проектирования и строительства малоэтажных жилых и общественных зданий с применением легких тонкостенных металлоконструкций.
Кроме того, необходимо поддержать недавно созданную Ассоциацию развития стального строительства (АРСС) с участием таких ведущих профильных специализированных организаций, как ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко ОАО «НИЦ «Строительство», МГСУ и др., а также крупнейших российских металлургических компаний («Евраз», «Мечел», ОМК). Деятельность АРСС направлена на более рациональное и эффективное применение стальных конструкций на основе передового российского и иностранного опыта, совершенствование российской нормативно-технической документации на проектирование, строительство, продукцию и материалы в области стальных конструкций, повышение квалификации специалистов в этой области.В рамках АРСС предлагается определить самые эффективные направления использования металлоконструкций в современном строительстве в сравнении с другими конструктивными системами, в том числе на основе технико-экономических показателей пилотных проектов 10-этажных жилых домов, возводимых в г. Новосибирске.
Важно, что современная отечественная база строительной индустрии в состоянии полностью обеспечить стальное строительство в нашей стране необходимыми материалами, изделиями, конструкциями и оборудованием, а также передовыми технологиями возведения зданий и сооружений в сборном и монолитном исполнении.
Мнение ученого
Иван Ведяков, директор ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко ОАО «НИЦ «Строительство», д.т.н., профессор:
— Текущая ситуация на рынке металлоконструкций такова, что в основном на металлическом каркасе строят офисные, торговые, многофункциональные комплексы, уникальные (высотные и большепролетные) сооружения, здания производственного назначения. Для строительства жилых домов стальной каркас, как правило, не используется, а типовые решения для стальных каркасов таких зданий отсутствуют. Тем не менее в стране имеется определенный опыт проектирования и строительства металлических конструкций, достаточный для того, чтобы заполнить этот пробел. Ведь проектировать здание жилого назначения значительно проще, чем, например, металлургический комплекс, инфраструктуру космодрома или уникальное большепролетное покрытие стадиона.
Замечу, что в советский период действовали жесткие правила по экономии стали, и ее применение всегда требовало специального обоснования. Поэтому применять металлические каркасы при возведении жилья было практически невозможно. Сейчас этого ограничения нет, и сталь в России — такой же конкурентный материал, как и бетон.
Каркас из этого материала обладает рядом преимуществ, в частности он превосходит бетон по скорости монтажа, строительство из металла можно вести всесезонно. Долговечность металлических конструкций применительно к жилым зданиям не вызывает сомнений. Яркий пример — здание Центра международной торговли на Краснопресненской набережной. Оно было построено в 1979 году, и сегодня его металлический каркас, как показывают результаты наших обследований, находится во вполне удовлетворительном состоянии.
Также хотел бы обратить внимание на возможность доставки таких конструкций в труднодоступные регионы России, например в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где строительство с использованием металлического каркаса можно рассматривать в качестве альтернативы в плане массовой застройки или замены постепенно выводящихся из эксплуатации панельных домов.
Типовые проекты на металлическом каркасе будут обладать значительно большей гибкостью с точки зрения планировочных фасадных и архитектурных решений. Такое здание проще перепланировать и реконструировать после длительной эксплуатации. Кроме того, утилизировать металлический каркас в случае необходимости гораздо проще, чем бетонный.
Сегодня нам, как научно-исследовательскому институту, не хватает информации со стороны производителей металлопроката и строителей по вопросам нормативно-технической базы стального строительства. Нет консолидированного мнения о недостатках существующих норм и конкретных предложений по исправлению неточностей. В общественном обсуждении норм, как правило, принимают участие в основном представители научного сообщества, а проектировщики — редко. В связи с этим было бы неплохо создать круг профессионалов из производителей металлопроката, научно-исследовательских организаций, строителей, проектировщиков, которые совместно вырабатывали бы решения по совершенствованию нормативно-технической базы.
Мнение преподавателя
Александр Туснин, заведующий кафедрой металлических конструкций МГСУ, д.т.н., профессор:
— В ближайшее время наш вуз совместно с Ассоциацией развития стального строительства начнет реализацию программы повышения квалификации для инженеров-проектировщиков. Курс подразумевает теоретические занятия, в ходе которых будут рассмотрены основы работы и проектирования металлических конструкций многоэтажных каркасных зданий, применение действующих отечественных норм, проанализирован зарубежный опыт металлостроительства, огнезащиты и антикоррозийной обработки металлоконструкций.
В рамках практических занятий слушателям предстоит освоить определение нагрузок и компоновку каркаса многоэтажного здания, проектирование узлов сопряжения металлоконструкций. По итогам курса участники произведут проектирование каркаса и узлов многоэтажного здания гражданского назначения.
Мнение строителя
Александр Лощенко, президент Национального объединения участников строительной индустрии (НОСИ), член Совета НОСТРОЙ:
— Сталь обладает самой высокой удельной прочностью по сравнению с другими строительными материалами, а стальная конструкция является экологически чистым продуктом, поскольку большая часть материала изготовлена из переработанного природного сырья.
Прекрасные перспективы имеет строительство с применением легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) в жилищно-гражданском, промышленном и складском строительстве. Являясь международно признанной системой «зеленого» строительства, строительство с использованием ЛСТК автоматически гарантирует 7 баллов по экологической оценочной системе LEED (первенство в сбережении энергии и экологическом проектировании).
Членами НОСИ разработана инновационная технология строительства «под ключ» зданий с использованием ЛСТК. Технология включает в себя программное обеспечение, объединяющее модули проектирования, расчета, детализации и производства, а также современное профелигибочное оборудование. Программное обеспечение выдает полностью готовые командные файлы, посредством которых станок выпускает готовые к сборке профили в полностью автоматизированном режиме. Все системы индивидуально разрабатываются «под клиента» и дополнены специальным набором инструментов для сложных операций, диктуемых файлами ЧПУ из интегрированной системы автоматизированного проектирования.
С помощью этой системы можно производить все необходимые профили для каркасов малоэтажных и многоэтажных жилых и офисных зданий. Упрощенная и быстрая сборка каркасов из ЛСТК достигается за счет целого ряда операций, производимых автоматизированным комплексом. В итоге мы получаем полностью готовые изделия, исключающие любые дополнительные работы, и тем самым скорость монтажа увеличивается во много раз.
Подготовил Дмитрий СЕРГЕЕВ