фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Нe пeрвoнaчaльнoм этaпe исслeдoвaния учёныe слeдили зa тeм, в кaкoe врeмя сутoк 15 тысяч студeнтoв унивeрситeтa выxoдят в интeрнeт. В пeрвую oчeрeдь спeциaлистoв интeрeсoвaли дни, кoгдa студенты не посещали занятие, то есть могли вставать и ложиться в удобное для себя время. Полученные данные позволили получить представление о «биологических часах» участников исследования.
Затем студентов поделили на три группы (тех, кто предпочитал просыпаться позже «жаворонков», но раньше «сов», авторы исследования обозначили как «вьюрков»). Проследив за академической успеваемостью студентов, учёные убедились, что именно среди «вьюрков» она была самой высокой, однако в среднем «жаворонки» не слишком отставали. Сложнее всего справляться с учебными нагрузками оказалось совам.
При более внимательном анализе полученных данных учёные пришли к выводу, что примерно каждый второй студент был вынужден приходить на занятие в то время, когда его организм ещё требовал сна. При этом для каждого десятого занятия, напротив, проходили позже, чем наступал пик их дневной активности с точки зрения «биологических часов». При этом именно те люди, у которых циркадные ритмы наиболее расходились с учебным расписанием (в какую бы то ни было сторону), чаще прочих не могли похвастаться высокой успеваемостью. Это было особенно заметно на примере дисциплин, лекции по которым «совы» должны были посещать до полудня.
По мнению учёных, для того, чтобы в полной степени раскрыть потенциал каждого студента, расписание занятий в высших учебных заведениях должно быть более «гибким».
Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.